Почтить память линкора «Новороссийск» в Севастополь съехались родственники погибших моряков и немногие очевидцы трагедии. 110 человек вышли в море на катере, чтобы опустить в воду живые цветы – именно в том месте Севастопольской бухты, где в ночь на 29 октября 1955 года затонул флагман Черноморского флота, унеся с собой жизни более 650 человек.
Об этом пишет «Российская газета», передает корреспондент 8692.ru.
"Мощный взрыв в носовой части линкора «Новороссийск», стоявшего на бочках в бухте, потряс весь Черноморский флот и город Севастополь, - сказал замкомандующего ЧФ по работе с личным составом Юрий Ореховский. - В ту ночь моряки, которые боролись за жизнь своего корабля, продемонстрировали мужество, героизм, верность военной присяге, данной своему народу, и выполнили свой долг до конца".
Букеты с черными лентами легли и к табличке на набережной у военного госпиталя, которая сейчас носит имя Моряков линкора «Новороссийск». 60 лет назад сюда свозили их тела. "Тела укладывали у госпитальной стенки лицом вверх, - вспоминает Виктор Салтыков, старший матрос «Новороссийска», зенитчик. - На второй день нас, немногих спасшихся, привели туда на опознание. Я узнал своего соседа по кубрику Рыбникова, его в деревне под Воронежем ждала невеста – доярка Катя. Тела матросов всплывали еще месяц – многие остались под кораблем и в нашем 28-м кубрике. Последнего бойца нашей батареи нашли 31 декабря".
"Прошло 60 лет, а я до сих пор просыпаюсь среди ночи, и погибшие ребята, с которыми я служил, стоят перед моими глазами, - говорит ветеран. - Не могу уснуть, иду на кухню, опять поднимаю книги, газеты. Судьба меня заставляет все это заново вспоминать и искать ответы".
К 60-летию трагедии в музейных залах Михайловского равелина открылась выставка, посвященная линкору «Новороссийск». Документы, фотографии, предметы с корабля рассказывают его историю от постройки до гибели. Экспозиция повествует и о действиях особой экспедиции – водолазах, которые искали выживших в отсеках затонувшего корабля. Более 300 портретов черноморцев с «Новороссийска» составили памятное панно, которое и дальше будет пополняться снимками.
В тот же день состоялся молебен и траурный митинг на Братском кладбище Севастополя, где на мемориале написаны 611 имен погибших членов экипажа, еще 44 бойца покоятся на кладбище Коммунаров.
"Написано много книг и статей о причинах взрыва, - сказал председатель совета ветеранов линкора «Новороссийск» Николай Бретанчук. - Госкомиссия, расследуя трагедию, пришла к выводу, что корабль подорвался на связке донных мин времен Великой Отечественной войны. Но наши севастопольские специалисты с этим не согласились – все были едины во мнении, что произошла диверсия. И позднее итальянцы признали, что это была работа их диверсионной группы".
У братской могилы «новороссийцев» год от года спорят о причинах взрыва, но в одном мнения сходятся – экипаж совершил настоящий подвиг, борясь за спасение своего корабля.
СПРАВКА: Линкор «Новороссийск», изначально носивший имя Giulio Cesare, был построен в 1910—1914 годах в Генуе. До 1948 года входил в состав итальянского флота, участвовал в первой и второй мировых войнах. Перешел к СССР в качестве репараций. Поступив на Черноморский флот, прошел модернизацию на «Севморзаводе», стал флагманом флота. Линкор затонул в Севастопольской бухте в ночь на 29 октября 1955 года в результате взрыва. По разным данным, во время трагедии погибло от 640 до 720 человек, как членов экипажа, так и участников спасательной операции с других кораблей.