Ограждение - как основной способ обеспечения транспортной безопасности - может в скором времени появиться на набережной в Артбухте, где экскурсионные маломерные суда принимают туристов на борт. К разработке красивого ограждения, не нарушающего исторический облик центральной части Севастополя, привлекут местных архитекторов.
Забор будут устанавливать в Севастополе на набережной Корнилова
Картинка вероятного облика бухты: катера и яхты пришвартованы к понтонному причалу, а набережная обнесена забором
Проект предложения от владельцев МС - зону причала покрасить, а вокруг установить видеонаблюдение (Алёна Олина)
Об этих планах стало известно в ходе «круглого стола» на тему: «Соблюдение транспортной безопасности в рамках предоставления экскурсионных услуг на маломерных судах в Севастопольской бухте», пишет «Севастопольская газета».
В анонсе мероприятия рассказывалось, что на всем протяжении набережных Артиллерийской бухты (где швартуются МС) должны быть установлены ограждения, металлоискатели и будки для досмотра, как того требует транспортная безопасность (в рамках предупреждения терроризма). И даже прилагалась картинка вероятного облика бухты, где катера и яхты пришвартованы к понтонному причалу, стоящему на мертвых якорях у каменной набережной и соединенному с ней трапом. Эта набережная, в свою очередь, оборудована на картинке решетчатым (правда, невысоким) забором.
Высказать свое мнение и «прийти к компромиссу», как выразился модератор встречи, зампредседателя Общественной палаты Севастополя Энвер Мамутдинов, пришли владельцы маломерных судов, которые осуществляют хозяйственную деятельность в Севастопольской бухте, замдиректора по коммерческой работе Севморпорта Аркадий Богославский, замкапитана ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Вячеслав Румянцев, начальник Управления имущественных отношений (ДИЗО) Елена Кнутова и руководитель транспортной прокуратуры Александр Ульянов.
Последний (и сразу, и затем по ходу встречи) неоднократно обозначал свою позицию как исключающую поиск каких-либо компромиссов.
— Есть [федеральный] закон, и он должен исполняться, — считает А. Ульянов.
По его информации, ГУП ГС «Севастопольский морской порт», как владелец транспортной инфраструктуры, не обеспечил транспортную безопасность ни на одном своем объекте (всего 80 причалов). Мало того, до сих пор не утверждены планы по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем директору уже выписывался штраф.
При этом порт регулярно повышал тарифы. По словам владельцев МС, тариф за стоянку одного погонного метра судна в сутки за три года вырос с 30 до 160 рублей. А прибыль от повышенного тарифа должна была пойти на обеспечение мер транспортной безопасности. А. Богославский пообещал, что дальше тарифы пока подниматься не будут, но и о снижении говорить не стоит.
В обсуждении за «круглым столом» почти сразу выяснилась основная проблема выполнения требований транспортной безопасности: ограждения (то есть, заборы) плохо гармонируют с общим видом исторической набережной в Артиллерийской бухте. Как, впрочем, и потенциальное появление металлоискателей на каждой понижающей площадке причалов (всего их на набережной Корнилова четыре).
В качестве мер, с помощью которых можно было бы избежать ограждения, назвали оценку причалов по нагрузке: вероятно, можно перевести их на пониженную категорию (если пассажиропоток не сотни человек, а 10-20), где не такие строгие требования безопасности.
Другим хорошим вариантом посчитали установку стеклянных ограждений.
— Забор носит рекомендательный характер. Но как показывает практика, без ограждения ограничить доступ в зону транспортной безопасности затруднительно. Это может быть стеклянное ограждение, как в Ростове-на-Дону, например. Правда, там река. Безусловно, ограждение должно учитывать и климатические условия территории, и исторический облик, — сообщил приглашенный эксперт, представитель ООО «Агентство комплексной безопасности», добавив, что примеров обеспечения транспортной безопасности в регионах не так много: нигде такие требования не выполнены на 100%.
Как выяснилось, в законе не прописано, чтобы доступ к причалам ограничивался именно заборами. В нормативном акте лишь установлено требование исключить свободный доступ к месту погрузки и выгрузки людей. Поэтому от объединения судовладельцев поступило предложение, которое озвучил директор ООО «Галс» Роман Бебнев.
По его мнению, можно обозначить места погрузки на экскурсионные маршруты краской сигнального желтого цвета и оборудовать причалы видеокамерами.
Проект понтонных причалов от неместных разработчиков вызвал критику присутствующих.
— Первый же шторм снесет и понтоны, и суда. Это море! У нас штормы бывают не только в сезон осенних штормов. И заранее вас никто не предупредит, не успеете убрать. Кроме того, появятся застойные запахи, а с ними и так существует проблема в Артбухте, — в одном ключе высказались и владельцы МС, и представители Общественной палаты, и руководители портов.
В. Румянцев, при этом, оставил шанс проектировщикам понтонных причалов, предложив им пройти моделирование использования таких причалов в Севастополе — с помощью ученых.
Представитель Севморпорта А. Богославский озвучил два варианта, которые могли бы облегчить ГУПу задачу по обеспечению транспортной безопасности.
— Мы видим два предпочтительных пути: передать набережные [в собственность и управление] городу, также можно передать причалы в аренду предпринимателям, — сказал А. Богославский.
Идею аренды поддержали владельцы МС, но представитель Севморпорта тут же засомневался, будет ли такой вид взаимоотношений выгоден предпринимателям.
Итогом совещания стало решение создать согласительную комиссию, которая разработает совместные шаги всех заинтересованных лиц: властей, Семорпорта, владельцев маломерных судов. В комиссию решили включить архитекторов, чтобы они помогли разработать внешний вид необходимых сооружений транспортной безопасности (ограждений, металлоискателей и помещений для досмотра), который бы не портил исторический облик Артбухты и не бросался в глаза.
При этом Э. Мамутдинов еще раз подчеркнул, что «речь идет о противодействии злоумышленникам» и намерение выполнить требование закона о транспортной безопасности не имеет цель наставить заборов вокруг севастопольцев.