Год назад на Перекопском перешейке появилось две таможни: российская и украинская. За это время тысячи крымчан, украинцев и жителей Новороссии прошли через пункты контроля. Количество времени, которое люди проводят на границе даже в некурортный сезон, поражает. Корреспондент «Примечаний» на собственном опыте узнал, как обстоят дела на таможнях, и сколько часов нужно простоять в окрестностях Чонгара, чтобы попасть в Крым.
ЕСЛИ ЕХАТЬ НА АВТО
На украинской стороне
В Украине 5 часов вечера, в России 6, на Чонгаре еще светит солнце. Мы подъезжаем к украинской таможне. И это первое препятствие на пути в Крым. Вид очереди из легковых машин и фур сбавляет хорошее настроение у пассажиров и водителя нашей машины.
Буквально через 10 минут мы понимаем: автоочередь двигается (к счастью, фуры стоят в отдельном потоке, их пока на границу не запускают). Несколько десятков транспортных средств за полтора часа скрывается за пределами пропускного пункта, и мы попадаем на таможню.
Мы не засекали, сколько автомобиль пробыл на украинском пропускном пункте, но по ощущениям все процедуры заняли 15-20 минут (забегая наперед скажу, что, как и на российской таможне, здесь тщательно осмотрели автомобиль и провели паспортный контроль).
Между таможнями
Первое препятствие пройдено! Наш автомобиль выезжает за пределы украинской таможни, и мы попадаем в буферную зону. Шокирует очередь из машин, которая простирается за пределы нашего видения.
Как нам потом рассказали украинские таможенники, они не пускают машины на Перекопский перешеек — мост с двумя полосами движения. Именно этот мост соединяет Крым с Украиной, и на нем не должны скапливаться машины. Значит, наше второе препятствие на пути домой — это последний пропускной пункт украинской таможни.
По моей оценке расстояние от украинской таможни до моста составляет около километра. Примерно в 8 вечера мы становимся в хвост машинной очереди, длина которой 700-800 метров. Мы еще на украинской территории, но фактически таможня позади. По прошлому опыту я знаю, что перед въездом на мост стоят украинские пограничники с биноклями, которые оценивают, как обстоят дела под российской границей. Как только под российским пунктом контроля становится мало машин, украинцы пускают на мост партию из 2-4 автомобилей.
То есть, получается, что «тормозят» движение свои. А не украинцы.
Итак, мы стоим в буферной зоне, на улице вечереет, воздух становится холоднее, мы шутим, ходим по бывшему Чонгарскому рынку и совсем не подозреваем, что на этом участке пути нам предстоит провести ближайшие 7-8 часов.
Мы продвигаемся очень медленно: за первые 3 часа автомобиль проехал 200 метров. Водитель все время заводит мотор, а это — дополнительные траты бензина. Плюс на улице холодает, и часам к 11 вечера Интернет подсказывает, что «за бортом» +3 градуса. А это значит, что машина все время остывает и водителю нужно ее прогревать.
Примерно в 11 вечера по московскому времени мы уже видим второе препятствие — въезд на мост. Но ближе к полуночи активизируются фуры. Все время, что мы были на границе, они не двигались, но тут таможенники начали пропускать на мост только их.
После 7-8 часов, проведенных в буферной зоне, мы въехали на мост и преодолели второе препятствие на нашем пути. Затем какое-то время простояли под российским пропускным пунктом — то есть в последней очереди перед очередью к самой таможне.
Мы почти дома
И, наконец, в 4:30 утра мы подъехали к самому контрольному пункту пропуска. И это — последнее, четвертое, препятствие на пути домой.
На фото видны очертания таможни в период с 4:30 до 5 утра. Странно, что в такое время есть люди, пересекающие границу пешим ходом.
Мы специально засекли время, которое автомобиль провел на пропускном пункте: немногим больше часа. Причем, мы не заметили, чтобы процедуры досмотра и паспортного контроля здесь были более тщательными, чем на украинской таможне. Правда, здесь водитель заполняет специальные бланки — документы на украинский автомобиль. Но неужели из-за пары бумажек мы стоим на этой таможне на 40 минут больше, чем на украинской?
Наконец четвертое препятствие пройдено, и мы в Крыму. Мы продолжаем путь домой — в Севастополь.
Когда таможни позади
Наш водитель, который до границы провел за рулем не один час, после многих часов автомобильных очередей еще 200 километров ведет машину до Севастополя. Комментарии здесь излишни.
Подведем итог: вся процедура прохождения через две таможни со всеми очередями заняла у нас чуть меньше 13 часов.
По чьей вине люди стоят в очереди на границе по 10 часов? Справляются ли сотрудники пропускного пункта со своими обязанностями? Может ли спасти ситуацию увеличение штата работников или добавление количества «будок», в которых проверяют документы? Эти вопросы, скорее всего, стоит задать начальнику российского пограничного пропускного пункта, но пока они остаются без ответов.
А ЕСЛИ ИДТИ ПЕШКОМ?
Альтернатива пересечению таможни на авто есть — пеший переход.
Несколькими днями ранее, выезжая из Крыма, мы видели скопления людей под шлагбаумами. Чтобы совершить путь домой людям нужно:
- зайти на украинскую границу и пройти паспортный контроль;
- пройти пешком 3,2 км буферной зоны;
- пройти процедуру паспортного контроля на российской таможне.
Но даже действуя таким образом, не попасть в очередь сложно. На входе в зону контроля стоят таможенники, которые запускают на таможню по 20 человек. Эти люди в отдельном месте ждут своей очереди к кабинкам паспортного контроля, пока предыдущие 20 человек проходят контроль. И только когда все 20 человек проверены, таможенник ведет их к выходу с контрольного пункта.
Фото _08
К слову, перед таможнями в определенные часы собирается живая очередь: это люди из автобусов и люди, которые приехали сюда с попутчиками. Я знаю, что в стандартном большом автобусе больше 60-ти мест.
Если к границе подъезжает автобус, он подвозит сразу на 3 «запуска». А «запуски» проходят раз в 15-20 минут (может быть, в некоторые часы периодичность «запусков» другая). Очередь живая, и попасть на границу с очередным «запуском» может как и тот, кто пришел раньше, так и тот, кто оказался более проворным. Приоритет отдается пассажирам с детьми: их таможенники выбирают из задних рядов толпы и запускают в первую очередь.
Прим. ред: На данный момент автобусы Крым-Украина и Украина-Крым не пересекают границу. Они высаживают и забирают пассажиров под границей либо в буферной зоне, перед мостом.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ — ЧЕМ МЫ РИСКУЕМ, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ТАМОЖНЕ
Поговорив с людьми, которые стали нам «товарищами по несчастью», простояв в очереди на границе, список рисков получился такой:
- Получить мочекаменную болезнь или цистит. Уборные на таможнях и в буферной зоне не самые теплые (об этом подробнее в следующем материале — Прим. ред.), и у людей есть выбор: либо мерзнуть, рискуя подстыть, либо терпеть, а это способствует отложению камней в почках.
- Впасть в депрессию либо получить психическое расстройство. Огромные очереди настроения не поднимают + отдельных переживаний добавляют пассажиры и машины с детьми — их пропускают в первую очередь, а значит, из-за них всем остальным стоять нужно дольше. Иногда очередь не двигается потому, что на таможню заходят/заезжают только люди с детьми, и это тоже может подпортить путешествующим нервы.
Дополнительные риски для пассажиров авто:
- Получить боли в спине и конечностях на ближайшие несколько дней. Особенно рискуют люди, у которых и так есть проблемы с позвоночником и пассажиры преклонного возраста.
Дополнительные риски для пеших пассажиров:
- Подхватить простуду, застудить почки или уши. На улице пока не май месяц, на границе степь и почти всегда сильный ветер. И пассажиры, которые будут идти в неудачное время и в холодную погоду, могут провести на улице несколько часов. И не забывайте: прогулка по буферной зоне согревает, и если вам удалось согреться и немного вспотеть, то часик стояния на ветру может ударить по вашему здоровью.
«Берегите себя и своих близких»(с), и без особой необходимости не посещайте чонгарскую таможню.